Доработка АС
Доработка акустических систем – это процесс улучшения характеристик уже имеющихся колонок с целью получить более качественный звук. При этом подвергать доработке имеет смысл только ту АС, у которой есть хотя бы небольшой потенциал, то есть — технику средней ценовой категории.
Важно! Дешевые колонки доработке не подлежат, а дорогую акустику улучшать бесполезно, поскольку замена или модернизация одного компонента повлечет за собой изменение других, в результате стоимость усовершенствованной АС будет приблизительно равна новым колонкам
Улучшение электрической цепи
Данный процесс выполняется просто: имеющиеся элементы меняются на более качественные. Злектролитические конденсаторы можно заменить пленочными, металлобумажными или металлопленочными. Если катушка сделана из тонкой проволоки, намотанной на металлический сердечник, допускается вместо нее использовать другую, имеющую вид медного толстого провода сечением около 1 мм2 и без сердечника. Можно провода, соединяющие динамики и усилитель, заменить специальным акустическим кабелем или толстой проводкой из меди.
Улучшение корпуса
Для систем типа 2.1 или 5.1 с маленькими колонками есть смысл модернизировать только корпус низкочастотного сабвуфера — необходимо улучшить жесткость, чтобы качество звука не ухудшалось от дребезжания и вибрации. Между верхней и нижней гранями достаточно одной распорки, а между боковыми сторонами, если внутренний объем акустики более десяти литров, – нужно как минимум две распорки. Проще всего просверлить противоположные стенки и стянуть их болтами. Другое решение – установить внутри деревянные бруски, закрепив их на клей или шурупы.
Далее необходимо провести тщательную герметизацию. Из корпуса удаляют все, что там находится, и скрупулезно обрабатывают полость внутри герметиком, например, битумной мастикой. После высыхания процедуру следует повторить. По окончании такой доработки нужно герметиком либо замазкой закрыть места на стыках динамиков, а также задней панели с корпусом.
Важно! Запрещается при герметизации внутренней поверхности колонок использовать материалы, которые после затвердевания становятся жесткими и ломкими. Все операции нужно проводить на открытом воздухе из-за специфического запаха
Увеличение объема колонок
Если во время работы колонок слышен гул, можно частично увеличить их внутренний объем. Для этого нужно распушить вату и уложить внутрь, предварительно взвесив тот синтепон, который там был. В одном литре корпуса должно содержаться 25 грамм материала. Если его мало, можно добавить распушенную вату до нужного количества. Можно и больше, но только если гул не прекратится. В результате этой процедуры низкие частоты станут слышны чуть меньше, но и гул пропадет.
Другое решение – оклеить стенки изнутри ватином или войлоком. Не допускается использовать большое количество клея, иначе материал будет плотным и неэффективным. Толщина такого уплотнения не должна превышать 15 мм.
https://youtube.com/watch?v=kUQL_aUsTkY
Более глубокая доработка занимает большое количество времени, требует финансовых вложений и определенных навыков. Кроме того, потребуется проводить звуковые тесты и т.д. В Интернете можно найти множество видео на эту тему или бесплатно скачать книги и статьи в формате PDF для ознакомления.
И другие…
Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы…
Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы
Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.
Студийные устройства
Чертежи колонок для студий предполагают использование мощных динамиков. Диффузор чаще всего применяется импульсного типа. Многие специалисты рекомендуют устанавливать два усилителя. Для нормальной работы акустической системы потребуется стабилитрон.
С целью самостоятельной сборки колонок в первую очередь изготавливается корпус. На передней панели для динамиков делаются круглые отверстия. Также понадобится отдельный выход для фазоинвертора. По оформлению колонки довольно сильно отличаются. Некоторые предпочитают поверхность корпуса покрывать лаком. Однако есть модели, обтянутые кожей.
Разборка и маскировка колонок
Как вы можете увидеть годы не пощадили данный экземпляр Radiotehnika s90, но мы призваны это исправить и будьте уверены сделаем в лучшем виде! Первое что нам предстояло сделать это аккуратно разобрать колонки снять регуляторы и замаскировать все отверстия малярной лентой. Не к чему нам лить краску внутрь акустической системы. Все разбирается довольно просто, из крепежа использованы саморезы, которые крепят динамики к корпусу. Регулятор частот держится в отверстии за счет обратной гребенки. Некоторые элементы были закреплены с помощью пластилина. В процессе разбора пришло понимание, что данные колонки уже разбирались, возможно были заменены конденсаторы и динамик. Спасибо ребятам которые их чинили, за то что не стали применять клей для закрепления пластиковых элементов, иначе мы бы не разобрали их без потерь. )) Все пластиковые элементы успешно сняты, сеточки так же демонтированы. Теперь аккуратно маскируем отверстия в корпусе, защищаем все от попадания краски.
4 Как сделать колонку своими руками – материалы
Звукопоглощающие материалы помогают фильтровать паразитные частоты. Без шумопоглотителя плохо слышен бас, только рыпящие звуки. Поглотитель придаст звуку нужную мягкость. Используемые материалы: синтепон, войлок, вата рулонная (распушивается). Вату можно крепить на двухсторонний скотч. Для этого поверхность внутри колонки проклеивается скотчем
Он клеится также на внутренние углы, наличие в этих местах звукопоглотителя очень важно. На участках, близких к электронике, проводам, приклеивают вату «URSA» – материал не горючий
Материалы крепятся надёжно, при работе колонок, движение воздуха внутри ящика может нарушить крепление со стенкой
Материалы крепятся надёжно, при работе колонок, движение воздуха внутри ящика может нарушить крепление со стенкой.
Звуковая плата для компьютерных колонок
При поиске звуковой карты в компьютер для будущих колонок первоначально выбор пал на звуковуху X-Fi Xtreme Audio от Creative, покупать дороже в тот момент смысла не было, но так только казалось.
Забегая вперед надо отметить, что качество этой звуковой карты оставляло желать лучшего, не помогло и ковыряние в настройках — дефолтные установки оказались оптимальными.
Сказать, что более дорогая карта сотворила чудо — нельзя, эффект от неё был не намного лучше, чем от более дешевого Creative, мало того, обе эти PCI-карты работали практически также, как интегрированная в материнскую плату звуковуха. Это подтвердило и тестирование двух внешних карт и встроенной с помощью программы RMAA — существенного превосходства этих звуковых плат над «звуком», интегрированным в материнку не было.
Так что не торопитесь покупать отдельную звуковую карточку, если планируете собирать DIY колонки для вашего компьютера, интегрированного в материнскую плату «звука» может оказаться вполне достаточно, чтобы получить отличное звучание.
Демпфирование дверей
Так как форма двери в машине неровная, то звуковые волны от нее отражаются по-своему. В некоторых композициях это критично, так как музыка может смешиваться с отражаемыми звуковыми волнами. По этой причине следует грамотно подготовить место для установки колонок.
Чтобы устранить подобный эффект, мастера по монтажу качественной автоакустики рекомендуют использовать мягкий материал, который будет поглощать вибрации, предотвращая их распространение внутри двери. Однако, учитывая разную структуру ее поверхности, следует использовать либо мягкую, либо жетскую подложку. Если легонько постучать по двери, там, где звук будет более глухой, следует наклеить мягкий демпфирующий материал. В остальных местах – жесткий.
Такая процедура очень важна, так как дверь в машине всегда полая, поэтому она работает, как резонатор в гитаре. Только в случае автомобильной акустики это больше вредит красоте звучания, чем делает музыку более приятной.
Но и в случае звукоизоляции нельзя чрезмерно усердствовать. Если установить полностью звукопоглощающие панели, то музыка будет глухой, что для меломана сразу станет ощутимым. Рассмотрим, как сделать качественный звукоотражающий экран.
Схема подавления вибрации дверей
Чтобы определить, какая часть дверей нуждается в установке демпферного экрана, необходимо постучать по наружной части дверей. В тех местах, где звук будет более звонкий и отчетливый, нужно наклеить жесткую шумоизоляцию. Там, где звук более глухой – наклеить мягкую шумоизоляцию.
Но шумоизоляция стальной части двери все равно не до конца устранит эффект резонанса во время работы динамиков. Если внутренняя часть двери будет резонировать, то музыка не будет слышна отчетливо. Будет создаваться впечатление, что колонка установлена в громкоговоритель больших размеров.
Но и с другой стороны не стоит переусердствовать с установкой звукопоглощающих элементов. Излишнее звукопоглощение тоже чревато плохим звучанием акустики. Некоторые звуковые волны потеряют объемность.
Звуковой экран должен состоять из двух частей (помимо шумоизоляции дверей). Одну часть (лист примерно 30*40 сантиметров) необходимо наклеить сразу за динамиком, а другую – в максимальной удаленности от него. В качестве акустического демпфера лучше выбирать материал, не впитывающий влагу, потому что в нее может попадать вода из-под износившегося уплотнителя стекла.
Процесс подключения
Тыльные динамики подключаются к магнитоле при помощи разветвителя-коннектора типа miniJack. Если есть навыки в качественной пайке, то можно распаять подходящий разъем, что облегчит процесс подключения.
Если подключается одна колонка, то можно воспользоваться линейным выходом, который имеется в большинстве магнитол (миниджек). При подключении большего количества динамиков нужно покупать разветвители или в зависимости от модели магнитолы (активная или пассивная) подсоединять непосредственно к разъемам на задней панели.
Если в автомагнитоле нет встроенного усилителя (большинство устройств оснащены стандартным усилителем, который способен обеспечить нормальную работу обычным широкополосным динамикам), то чтобы раскачать басистые динамики, нужно приобрести дополнительный усилитель и кроссовер.
Коротко рассмотрим весь процесс монтажа автомобильной акустики.
Подготовительный этап
Вначале необходимо грамотно проложить всю проводку. Лучше данный процесс совместить с ремонтом салона. Так провода не нужно будет мостить в неподходящих для этого участках салона. Если соединение проводов будет плохо заизолировано, то оно может контактировать с кузовом машины и вызывать либо ток утечки, либо замыкание в цепи.
При монтаже динамиков в двери необходимо правильно рассчитать их расположение в дверной карте, чтобы при закрывании двери корпус динамика не прижимался к стойке. Провода между подвижными элементами протягиваются так, чтобы при закрывании двери они не перетирались и не зажимались.
Особенности изоляции
Для качественной изоляции не стоит использовать скрутки и изоленту. Гораздо практичней использовать пайку или монтажные планки (так обеспечивается максимальный контакт проводов). Для предотвращения контакта оголенных проводов друг к другу или к корпусу машины необходимо использовать кембрики. Это тонкие изоляционные шлангочки. Они надеваются на соединяемые провода и при помощи воздействия высокой температуры (спичка или зажигалка) плотно усаживаются на месте соединения.
Такой способ изоляции предотвращает проникание влаги на место соединения (не дает проводам окисляться), будто оно находится внутри заводской изоляции. Для большей уверенности поверх кембрика можно намотать изоленту.
Прокладываем проводку
Вдоль салона провода лучше прокладывать под обивкой салона или в специальном тоннеле, к которому имеется доступ в случае необходимости ремонта магистрали. Чтобы провода не перетирались, в местах, проходящих через просверленные отверстия, необходимо установить резиновые уплотнители.
Маркировка проводов
Это важный этап, который облегчает грамотное подключение проводов. Особенно если автовладелец использует кабель одного цвета. Во избежание ошибок в подключении и простоты ремонта (или поиска этих ошибок) практично использовать провода разного цвета (на один контакт свой цвет).
Подключаем динамики
Если используются широкополосные динамики, то каждый из них подключается к соответствующему контакту в фишке магнитолы. Чтобы проще было это сделать, производитель автомагнитолы кладет в комплект короткую инструкцию по монтажу. В ней указывается назначение каждого контакта.
Каждый динамик должен не просто правильно подключаться, но и иметь свое место в салоне. У всех колонок свое назначение и принцип работы, что влияет на качество музыки.
Завершающие работы
Прежде чем завершить работу и прятать провода под обшивку или в тоннель, необходимо протестировать систему. Качество монтажа проверяется воспроизведением разного рода композиций (у каждой из них свои частоты звуков). Также можно проверить, не перепутаны ли стороны, изменив уровень баланса в настройках магнитолы.
Расходы на самодельные домашние колонки
Примерно вот такая калькуляция расходов несколько лет назад получилась на эти DIY колонки для дома, сделанные своими руками за пару недель по вечерам после работы:
- Динамики — 15000 руб
- Трансформаторы — 2×800 руб
- Силовой провод — 200 руб
- 2 радиатора — 2×200 руб
- Остальные электродетали — 1000 руб
- ДСП (с распилом) — 1000 руб
- Синтепон — 400 руб
- Клей — 200 руб
- Герметик — 100 руб
- Шпатлевка — 100 руб
- Пленка (под дерево) — 300 руб
- Серебристая пленка — 500 руб
Суммарно всех расходов получилось до 20 000 рублей, это не считая звуковой карты, потому что в итоге от неё оказалось вполне можно отказаться!
Собрать собственную бюджетную аудио-систему для обычной квартиры вполне возможно! Правильно сделанная своими руками акустическая система, будет звучать не хуже, а то и лучше, чем за те же деньги купленная «фирменная». Практически все компоненты для DIY колонок можно заказать через интернет с доставкой по стране. Многие производители динамиков сами публикуют готовые схемы корпусов для соответствующих динамиков, то есть у вас есть готовая «выкройка», и можно напилить деталей корпуса не заморачиваясь с самостоятельными расчетами. Но даже если готовой схемы корпуса у вас нет, то существует софт и сервисы для расчета параметров и размеров корпусов под определенные характеристики динамиков. Если вы знаете общие принципы аудиосистемы, то сможете собрать её своими руками в домашних условиях!
Изготовление печатной платы для усилителей и выпрямителя
Пожалуй, не менее трудоемкий процесс, который отнимет немало времени. Если схема, выбранная вами, достаточно простая, то нанести рисунок на фольгированный материал можно при помощи перманентного маркера. Предварительно только обработайте фольгу электролитом для автомобильных аккумуляторов либо соляной кислотой. Это позволит обезжирить поверхность и улучшит процесс травления. Если рисунок печатной платы сложный, то лучше воспользоваться лазерно-утюжной технологией и софтом для рисования дорожек. Вот как сделать колонку своими руками, а именно печатную плату для нее.
В программе намечаете расположение элементов, рисуете дорожки, после чего распечатываете получившееся изображение на лазерном принтере с максимальной насыщенностью черного цвета. Бумагу лучше использовать глянцевую. Затем укладываете рисунок лицевой стороной на поверхность фольги текстолита, крепите бумагу и заворачиваете в чистую ветошь. Нагретым утюгом теперь нужно водить по ветоши, чтобы рисунок отпечатался максимально точно. Эта процедура проводится в течение 10-15 минут. После ее завершения смачиваете бумагу в воде, все лишнее уйдет, а на фольге останется только тонер. При необходимости корректировки нужно дорисовать недостающие элементы перманентным маркером.
Как установить динамики большего размера
В автомобиле предусмотрены штатные посадочные места под колонки. Но как быть, если нужно установить динамики большего диаметра? С такой проблемой можно столкнуться при установке колонок в двери автомобиля. Для качественного монтажа применяют специальные подиумы, которые покупаются уже готовые или изготавливаются под конкретную модель авто и размер колонок.
Подиумы помогают динамикам звучать лучше за счет дополнительного объема, который они дают, и позволяют установить динамики нужного размера. На заднюю полку автомобиля тоже иногда устанавливают подиумы, но это делается в основном для улучшения качества звука.
Коаксиальные или компонентные
Правильно подобрать динамики не так уж просто. В настоящий момент используются автомобильные колонки двух видов: коаксиальные и компонентные. Коаксиальные колонки включают в себя несколько динамиков сразу, так называемых полос. Бывают двух-, трех- и даже четырехполосные колонки. Компонентные колонки предназначены для воспроизведения лишь определенного сегмента частот: низкого, высокого или среднего.
Сразу оговоримся, ценник между коаксиальными и компонентными колонками различается очень и очень сильно, компонентные колонки относятся к HI-FI и HI-END аппаратуре и стоят дорого, а также требуют наличия профессионального усилителя (возможно не одного) и грамотной установки
Мало того, место установки таких колонок в автомобиле имеет немаловажное значение для общего качества звука
Проектирование АС
Перед тем, как приступить к изготовлению АС, нужно подготовить проект колонок. Сначала необходимо правильно выбрать форму. Лучше остановиться на более простом классическом прямоугольном исполнении или кубическом, если планируется сделать сабвуфер.
Важно! Если колонка будет низкочастотная, нужно максимально точно вычислить ее объем, а также форму и положение фазоинвертора. В противном случае басы будут некачественными, а значит, эффекта от самодельного сабвуфера не будет.
После выбора формы нужно определиться с габаритами
Если внутри конструкции будет несколько динамиков, устройство должно быть высоким. Можно сделать колонку узкой, внутреннего объема хватит для обеспечения качественного звука. Рассчитывать объем следует достаточно приблизительно, отталкиваясь от диаметра и мощности низкочастотного динамика, если он присутствует в колонке. Точность в данном случае не имеет смысла, так как отклонения звуковой амплитуды от идеальной прямой линии услышать не может практически никто
После выбора формы нужно определиться с габаритами. Если внутри конструкции будет несколько динамиков, устройство должно быть высоким. Можно сделать колонку узкой, внутреннего объема хватит для обеспечения качественного звука. Рассчитывать объем следует достаточно приблизительно, отталкиваясь от диаметра и мощности низкочастотного динамика, если он присутствует в колонке. Точность в данном случае не имеет смысла, так как отклонения звуковой амплитуды от идеальной прямой линии услышать не может практически никто.
Следующий шаг – это подбор материала. Для корпуса лучше купить МДФ, но можно и другой материал, если он будет достаточно жестким, чтобы стенки не деформировались от вибрации динамиков, а также легким и иметь подходящую цену. Например, можно использовать многослойную фанеру, легко поддающуюся обработке. После сборки ее можно задекорировать шпоном. Недостаток данного материала – слабая твердость, поэтому внутрь потребуется установить ребра жесткости. Также можно использовать ГВЛ или ЦСП. Они имеют высокие звукоизолирующие свойства, что позволит сэкономить на материале для внутренней отделки, но при этом сложны в обработке и достаточно тяжелы.
↑ Доработка динамиков
К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний. Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются
При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных». Необходима также доработка СЧ динамиков
Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями. Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат
Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями. Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.
Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.
Виды автомобильной акустики
Сегодня на рынке есть два вида акустических систем:
Коаксиальная акустика сделана в форме колонок. В ее составе 2-3 динамика различной частоты. Главное преимущество техники — легкость в монтаже. Здесь не нужно ничего сверлить и делать дополнительные отверстия в панелях. Но из-за стремления упростить конструкцию «выплывает» главный недостаток таких систем — низкое качество изготовления. Но здесь нет однозначности. Если подобрать акустику от известного бренда и по доступной цене, то дизайн и качество будут отменными
Главное при выборе — обращать внимание на технические характеристики, материал и качество изготовления основы для колонок.
Компонентная акустика относится к категории составных. Это значит, что динамики придется монтировать по отдельности, и каждый из них будет иметь свою частоту звучания
У такой системы выделяется несколько недостатков:
- высокая цена;
-
необходимость монтажа динамиков, что требует выполнения специальных креплений и вырезания подходящих отверстий.
Но есть и плюсы — при правильной установке можно добиться чистоты и максимальной силы звука
Главное — обращать внимание на чувствительность и мощность устройства. Немаловажный вопрос — габариты колонок, которые должны хорошо смотреться в интерьере салона
Испытания.
Так как я не располагаю измерительной комнатой, то пришлось снять (АЧХ), как с самодельных АС, так и с промышленной колонки “S-30”, чтобы можно было иметь хоть какую-то точку отсчёта.
Это АЧХ «Белого шума» снятая с «S-30».
То же самое для самоделки с одним широкополосным динамиком.
АЧХ самодельной двухполосной АС.
На слух, однополосная АС звучат намного звонче, чем «S-30», а двухполосная чуть лучше по высоким частотам. Конечно же, обе уступают «S-30» по низким частотам. Собственно, это подтверждается и графиками.
Чтобы убрать горб АЧХ в районе 400Гц, который неприятно воспринимается на слух, пришлось воспользоваться эквалайзером аудиокарты.
Вот, что получилось после коррекции двухполосной АС.
К недостаткам «сантехнических» АС можно отнести сравнительно небольшую максимально допустимую мощность, при сравнительно больших габаритах. Но, это можно отнести к издержкам бюджетного решения.
Что же касается сравнения качества звучания с китайскими пластмассовыми колонками, то последние уже пошли искать себе другого слушателя.
Если кто-нибудь захочет повторить эту конструкцию, то будьте осторожны при подключении АС к УНЧ большой мощности. Повредить динамик, рассчитанный на применение в открытых АС, очень просто, особенно на низких частотах.
При испытаниях я использовал 30-ти ваттный усилитель и по-неосторожности у одной из головок, 1978 года выпуска, разрушил катушку (видимо отклеилась часть витков)
Рекомендации по монтажу
Монтаж настенных моделей не представляет сложности. В наружной стене с помощью перфоратора или электродрели делают сквозное отверстие, диаметр которого немного превышает наружный диаметр длинной части корпуса. Оно не горизонтальное, должен быть уклон в сторону улицы 2-5°.
После этого кран вставляют в отверстие вентилем и изливом с наружной стороны. Снаружи между фланцем крана и стеной ставят капроновую прокладку.
Когда начинается подключение к системе подачи воды внутри помещения, можно случайно повернуть кран и установить его изливом в сторону или вверх. Чтобы этого избежать, на одной из граней шестигранника, которым оснащена резьба на конце корпуса, есть надпись «TOP».
Установка гидранта — гораздо более трудоемкая процедура. Необходимо откопать магистральную трубу подачи воды и выполнить врезку в нее (предварительно придется получить все необходимые разрешения и временно отключить подачу воды).
Затем подключают кран и утепляют его корпус с помощью пенопластовой или полиуретановой скорлупы. После этого углубление закапывают, подают воду и приступают к эксплуатации гидранта.