Коллекторные электродвигатели стиральных машин

Асинхронный электродвигатель — преимущества и недостатки

Основными потребителями мировой электроэнергии (более 60% — 65%) являются электромеханические системы — электроприводы, работающие в различных промышленных, транспортных и бытовых механизмах и агрегатах. Асинхронный двигатель является наиболее широко применяемым среди всех типов электродвигателей. Двигатели специальной конструкции, построенные на базе асинхронного двигателя, характеризуются техническими параметрами, влияющими на их рабочие характеристики и адаптирующими их к различным требованиям и назначениям. Среди асинхронных двигателей специальной конструкции можно выделить следующие: многоскоростные двигатели — частота вращения двигателя изменяется изменением количества пар полюсов вращающегося магнитного поля; двигатели с короткозамкнутым ротором с повышенным пусковым моментом — используются для привода устройств с большим моментом инерции; моторы крановые — адаптированы к различным видам работ, используются для привода кранов и других подъемных устройств; двигатели с тормозом — используются в приводах, требующих быстрой остановки после рабочего цикла или после аварийного отключения питания; двигатели с повышенным скольжением — используются для привода механизмов с большой инерционностью, а также механизмов, работающих в повторно-кратковременном режиме; взрывозащищенные двигатели и т.д.

Самые часты причины поломки двигателя

  • Вышедшие из строя электрические щетки;
  • Обрыв обмотки в роторе и статоре;
  • Коллекторные ламели.

Замена электощеток

Это токопроводящие графитовые кубики с проводами, которые трутся о коллектор.

Поводом для замены щеток двигателя может стать:

  • потеря вращательной силы барабана или полная его остановка;
  • непривычный шум во время работы стиральной машины.

Самая распространенная причина поломки – перегрузка бака. Также электрощетки быстро изнашиваются при использовании отжима на максимальных оборотах или вследствие замыкания в витках обмотки электродвигателя, проблемы с ремнем, который соединяет двигатель с барабаном, он может соскочить со шкива или порваться.

Также понять, о необходимости замены поможет визуальный осмотр щеток. Если в процессе работы они искрят или на поверхности имеется черный налет – детали нужно менять.

Конечно, это недорогой элемент двигателя, а ремонт можно произвести в домашних условиях. Достаточно приобрести подходящую модель щеток в специализированном магазине или сервисном центре. Главное правильно подобрать и заменить щетки на стиральной машине, они должны полностью соответствовать типу мотора и лучше, если это будет оригинальный набор от самого производителя стиральной машины.

Требуется замена ламелей

Это как раз та составная часть коллектора, по которой скользят электрощетки. По ним ток передается через обмотку ротора в двигатель. Сами пластины редко подвержены износу, причиной поломки может стать обрывание шнура в обмотке в тех местах, где крепятся ламели или их отслоение.

Происходит это, чаще всего, также из-за неправильной эксплуатации прибора, например, в автомате с вертикальной загрузкой, процесс стирки был запущен с незакрытыми створками барабана или выхода из строя подшипников.

Если отслоение небольшое, ремонт производится на специальном станке, путем проточки коллектора. В домашних условиях можно обойтись простой мелкой шкуркой. Принцип один и тот же – ламели затачиваются, затем пространство между ними тщательно вычищается от пыли и попавшей стружки.

Проверить электродвигатель на наличие данной неисправности можно путем неспешного прокручивания ротора, если появится характерный звук, то, скорее всего, причина в ламелях.

Обрыв или замыкание в обмотке ротора или статора

Это наиболее частые причины потери мощности двигателя или полное прекращение его работы, которые могут быть следствием:

  • перегрева корпуса электродвигателя, возникшего вследствие коротких замыканий в обмотке. Нормальная температура не должна быть выше 80 градусов, если она поднимается до 90 градусов, срабатывает термостат, останавливающий мотор;
  • нарушение изоляции обмотки. В этом случае ремонт в сервисном центре неизбежен. Чаще всего приходится менять весь двигатель. Делать обмотку заново в домашних условиях не рекомендуется.

Обрыв в обмотке можно обнаружить с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления между ламелями. Норма 0.1-0.4 Ом.

Поломка или замыкания в электродвигателе стиральной машины может стать причиной неисправности и выхода их строя других деталей прибора, например командного аппарата (еще одна дорогостоящая деталь автомата), силового симистора, реле реверса. Как видно, наиболее частые причины поломок, несоблюдение плавил эксплуатации или нестабильность электрической сети. Для увеличения срока службы, рекомендуется использовать прибор согласно инструкции, а для защиты от скачков напряжения устанавливать дифавтомат и подключать стиральную машину только через это защитное устройство.

Если стиралка отказывается запускать стирку и вращать барабан, то предстоит обширная диагностика: от проверки ремня с электроникой и до проводки и движка. С последним лучше обратиться к профессионалу, но при должном опыте и усердии проверить двигатель стиральной машины Индезит можно и без спецподготовки. Главное, действовать аккуратно и не отклоняться от инструкции.

Разновидности и принцип работы

1. Асинхронный двигатель — недорогой по стоимости, тихо работает. Не используется для современных машинок по причине больших размеров и слабой работоспособности. Устанавливался в первые модели «Ардо» (Ardo), «Бош» (Bosch), «Кэнди» (Candy), «Сименс» (Siemens). 2. В современных моделях установлен коллекторный двигатель. Он отличается средней мощностью, небольшими габаритами, передает обороты на шкив барабана посредством ремня. Конструкция: ротор, статор, таходатчик, пара щеток.

https://youtube.com/watch?v=u9XelvynJlw

3. Инверторный двигатель (прямоприводной) стали использовать сравнительно недавно. Ремень отсутствует, прибор прикрепляется сразу к барабану, передавая на него обороты. Производительность двигателя высокая, агрегат компактный, редко ломается. Устанавливают в машины Samsung, «Ханса» (Hansa), «Эл Джи» (LG).

Существует три основных типа двигателя стиральных машин:

Асинхронный (однофазный, трехфазный). Однофазный использовался в старых моделях СМ. Тихая работа и простота конструкции сделали его популярным в 2000-е годы. Состоит деталь из статора и ротора. Однако на смену большим размерам и невысокому коэффициенту полезного действия пришли более компактные модели.

Коллекторный. Самый распространенный тип на сегодняшний день. Мотор компактен, бесшумен в работе, вращается на высоких скоростях. Работает на ременном приводе, а главное – не зависит от частотности в электросети. Прост в разборке, что позволяет выполнять ремонт самостоятельно. Однако его графитовые щетки быстро стираются и требуют замены.

Прямоприводной (бесколлекторный). Современная разработка производителей. Этому типу не требуется ремень для вращения барабана. Трехфазный двигатель, ротор на магнитах позволяют развивать высокую скорость с высоким КПД. Благодаря компактным размерам мотора стиралки имеют меньшие габариты.

Важно знать, какой двигатель стоит в вашей стиральной машине и что делать, если он не запускается. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы

Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы.

Статор. Эта часть состоит из стальных пластин, между ними расположены медные обмотки. Сам статор недвижим, но вырабатываемое им магнитное поле взаимодействует с полем ротора, приводя его в движение.

Ротор (якорь). Элемент состоит из сердечника, обмотки, коллектора. Ротор взаимодействует с щетками, которые передают напряжение на его коллектор.

Таходатчик. Эта деталь расположена на корпусе двигателя. Датчик измеряет скорость оборотов, передает данные главному модулю. В зависимости от выбранного режима модуль корректирует скорость вращения.

Проверка статора

Так же, как и при проверке ротора, здесь тоже необходим мультиметр, который должен определить межвитковое замыкание с помощью сигнала, издаваемого при поочерёдном замыкании всех концов проводки.

Необходимо также проверить машинку на пробои проводки. Для этого следует замкнуть одним концом мультиметр с корпусом стиральной машины, а другим поочерёдно замыкать по проводкам. Появление звука говорит о том, что нарушена изоляция и машинка может ударить током.

https://youtube.com/watch?v=OXy9-86glio

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Редкие неисправности

Намного реже в коллекторных двигателях случаются обрывы и выгорания обмоток и мест подключения. Также редко можно встретить оплавления, замыкания ламеля пылью графита.

Чтобы избежать таких поломок, во время внешнего осмотра нужно всегда обращать внимание на:

  • цельность обмоток;
  • наличие почернения на обмотках;
  • прочность контакта ламелей коллектора с выводами проводов. Если есть необходимость, то их нужно перепаять;
  • количество графитовой пыли между ламелями коллектора. Обязательно удалите пыль, если нужно;
  • присутствие горелого запаха (это может быть изоляция).

При визуальном осмотре вы обнаружили, что обмотка статора/ротора повреждена? Сдайте ее на перемотку или просто замените новой.

К сожалению, повреждение обмотки не всегда можно увидеть невооруженным глазом, поэтому если очевидных поломок нет, прозвоните их с помощью мультиметра.

Проверка конденсатора с использованием мультиметра

Проверка конденсатора мультиметром

Конечно, наиболее надежный способ проверить неисправный однофазный двигатель с конденсатором – использовать омметр для измерения величины сопротивления. Прибор точно покажет сопротивление конденсатора, а по этому уже можно делать выводы о том, насколько целостным является диэлектрик, от чего напрямую зависит исправность электронного устройства.

В бытовых условиях, когда точных значений от вас никто не требует, а вам нужно лишь узнать причину поломки, достаточно будет и мультиметра. 

Алгоритм проверки следующий:

  • мультиметр переключается в режим измерения Ом;
  • затем нужно выставить верхнее значение сопротивления – бесконечность;
  • произвести измерение сопротивления конденсатора на выводах. 

Если сопротивление будет низким (а это любое значение, помимо бесконечности), то устройство, которое проходит тест, сломано. Тут либо пробит диэлектрик, либо вытек электролит.

Стрелка циферблата на тестере показывает небольшое отклонение, а затем возвращается на исходную позицию? Конденсатор исправен и потихоньку набирает емкость.

Стрелка прибора, которая отклонилась, а затем зафиксировалась на одном из значений также свидетельствует о поломке электронного устройства.

Поломки, которые можно определить с помощью мультиметра

Как мы уже выяснили, мультиметр – незаменимый прибор для быстрой и многопрофильной проверки двигателей на исправность. Он найдется у всех профильных мастеров и во многих домашних мастерских. С его помощью можно выявить основные виды поломок электроприборов, и двигатели не исключение.

Наиболее частыми поломками в электродвигателях и других машинах такого типа являются следующими:

  • оборвавшаяся обмотка на роторе или статоре;
  • наличие короткого замыкания;
  • наличие межвиткового замыкания.

Каждая проблема из списка выше заслуживает более близкого ее рассмотрения.

Как проверить исправность электродвигателя на стиральной машине?

Какой двигатель используется в стиралках? Всего их три разновидности:

  • Прямоприводной инвертор. Крепится на заднюю стенку бака без применения ремня.
  • Асинхронный.
  • Коллекторный.

Мы разберем, как проверить коллекторный двигатель, потому что он установлен в большинстве моделей.

Что может ломаться в движущем узле? Различают три основных неполадки. С ними пользователи сталкиваются чаще всего:

  • Износ щеток.
  • Обрыв обмоток и пробой на корпус.
  • Поломка ламелей.

Выяснить, что именно сломалось, поможет диагностика.

Как проверить щетки мотора?

Любая диагностика предусматривает демонтаж детали из корпуса. Предварительно отключите СМА от сети, перекройте впускной вентиль подачи воды.

  • Снимите верхнюю крышку, выкрутив винты крепления и сдвинув панель назад.
  • Отсоедините заливной шланг.
  • Выкрутите болты по периметру задней стенки. Уберите ее в сторону.

Под баком расположен электромотор. Отключите его проводку, выкрутите болты крепления. Потяните движок на себя и достаньте из корпуса.

Итак, узел перед вами. С обеих сторон его корпуса находятся щетки. Их стержни состоят из графитового материала, который стирается при контакте с ротором коллекторного двигателя. Тогда щетки прекращают передавать на ротор электричество и вращение останавливается. При сильном износе под стиралкой можно заметить искрение.

  • Отстегните проводку щеток.
  • Отодвиньте клемму и достаньте элемент.

При износе больше чем наполовину проводится замена. Обязательно менять одновременно две детали, независимо от степени истирания. Прочистите посадочные места от графитовой пыли. Прижмите пружину новой щетки и вставьте в гнездо. Верните на место клемму, подключите проводку.

Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя?

По причине замыкания или обрыва барабан в СМ может не полностью прокручиваться или совсем не вращаться. Во время замыкания мотор начинает нагреваться, отчего срабатывает защитный термостат и двигатель не запускается. Иногда при нагреве случается отслоение ламелей, что приводит к другой поломке.

Для диагностики обмотки вам понадобится тестер. Как проверить обмотку двигателя мультиметром:

  • Настройте тумблер на измерение сопротивления.
  • Прикоснитесь щупами к двум ламелям.
  • Исправные детали покажут значения от 20 до 200 Ом.
  • Если случился обрыв, значения на экране будут стремиться к бесконечности.
  • В случае замыкания показатели будут минимальными.

Чтобы исключить замыкание ротора, сделайте так:

  • Поверните тумблер в режим зуммера.
  • Один щуп приложите к железу ротора, другой прикладывайте к каждой ламели.

В исправном состоянии тестер не будет пищать.

Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, необходимо выяснить сопротивление обмоток статора. Замкните проводки между собой, приложите к ним щуп мультиметра в режиме зуммера. Если послышится писк, значит, дело в замыкании.

Ремонт двигателя в таком случае — занятие бесполезное. Перемотать обмотку сложно и нецелесообразно. Дешевле заменить движок.

Осмотр ламелей

Как мы писали, при нагреве ламели могут отслаиваться. Тогда теряется контакт с ротором. Отслоение также случается, когда клинят подшипники. Или в стиралке с вертикальной загрузкой начинается цикл без закрытых створок барабана. Тогда работоспособность электродвигателя будет нарушена.

Если после осмотра вы заметили стружки, заусеницы, ламель можно проточить на токарном станке либо сдать в мастерскую.

На видео показана диагностика:

Теперь вы знаете, как прозвонить двигатель тестером и выполнить ремонт при необходимости. Не затягивайте с ремонтом, если услышали посторонние звуки, треск во время работы стиралки. Обнаружили поломку? Можно обратиться за помощью к мастеру, чтобы восстановить мотор.

Плохо
6

Интересно
12

Супер
3

Типы двигателей

В стиральных машинах чаще всего применяются следующие типы двигателей:

Рассмотрим каждый вид двигателя подробнее, и как проверить его исправность.

https://youtube.com/watch?v=7UNvbaDauPQ

Асинхронный двигатель

Этот двигатель в стиральных машинах применялся ранее. Он имеет не высокий КПД и поэтому в современных машинах почти не используется. По сравнению с современными электромоторами он является самым простым и надежным, поэтому ломается, гораздо реже, чем двигатели других типов.

Проверить исправность двигателя этого типа в домашних условиях довольно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Но если все-таки, удастся подобраться к нему, то надо знать что, чаще всего движок ломается по причине износа подшипников. Их в электромоторе два.

При их помощи вращается вал ротора. Также встречается, но реже, обрыв обмоток. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины, можно встретить такой дефект двигателя, как нарушение изоляции его обмоток.

Первым делом, что надо сделать, произвести визуальный осмотр. Это касается всех типов двигателей

Надо обратить внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Ее отсутствие в некоторых местах, может свидетельствовать о чрезмерном нагреве мотора

Визуальный осмотр двигателя лучше всего производить, разобрав его.

Порядок разборки асинхронного двигателя:

  1. открутить винты;
  2. сделать пометки рисками, расположение крышек относительно корпуса;
  3. снять вентилятор, открутив два болта;
  4. снять переднюю и заднюю крышку двигателя, предварительно открутив винты.

Необходимо осмотреть ротор. При осмотре можно выявить повреждения, связанные с оплавлением или его почернением. В этом случае ротор необходимо заменить. Далее осматривается статор. При осмотре можно обнаружить выгоревший изоляционный лак. Это может свидетельствовать о межвитковом замыкании. Обмотка в этом случае требует перемотки. Но лучше заменить деталь целиком.

Если визуальный осмотр, ни каких результатов не принес, надо, используя мультиметр, убедиться в целостности обмоток. Проверки подлежат пусковая и рабочие обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три вывода. Проверяются все обмотки между собой, а также с корпусом. Если прибор покажет, хоть какое-то сопротивление, значит, имеется пробой обмоток. В этом случае двигатель сдается в стационарный ремонт для перемотки обмоток. Это основные методы проверки асинхронного двигателя в домашних условиях.

Коллекторный двигатель

Электродвигатель часто используется в современных стиральных машинах. Он имеет ременную передачу с барабаном, и легко извлекается из агрегата, поэтому проверить исправность двигателя не представляет особого труда.

Двигатель следует извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения мотора, ротор со статором соединяют последовательно.

Напряжение 220 Вольт подают на концы этой электрической цепи. Для безопасности в цепь последовательно следует включить нагрузочный элемент свыше 500 Ватт. Для этого в цепь последовательно включается ТЭН, или какой-нибудь мощный нагревательный элемент. Такое включение предотвратит двигатель от полного выхода из строя в случае замыкания обмоток.

Наиболее частые причины поломок и их устранение

Самыми частыми причинами поломки двигателя стиральной машины могут быть:

Графитовые щетки легко стираются об коллектор, а потому являются наиболее частой причиной поломки электродвигателя. Диагностика работоспособности щеток осуществляется следующим образом:

Если все эти процедуры выявили износ щеток, то менять их не имеет смысла. Хотя во время цикла щетки все равно стираются. Поэтому даже если они пока не мешают полноценной работе двигателя, лучше заменить их на новые, соответствующие модели стиралки.

Если в определенных положениях слышится характерный щелчок, то обмотка повреждена и требуется ремонт. Можно попытаться восстановить обмотку, однако практика показывает, что лучшим решением будет просто замена целой детали.

Если электродвигатель имеет свойство заклинивать, то на ламелях могут образоваться сколы и отслаивания. Обнаружить это возможно только при визуальном осмотре. Исправить ситуацию можно с помощью шкурки, которая выравнивает поврежденные части, либо посредством замены детали.

Если машинка не включается и есть подозрения о неисправности двигателя, лучше сразу обратиться к профессионалам. Особенно это касается тех случаев, когда машине еще может быть оказано гарантийное обслуживание. Только специалист ввиду своего опыта сможет с точностью определить причину поломки и обозначить возможные пути решения этой проблемы.

Самые часты причины поломки двигателя

  • Вышедшие из строя электрические щетки;
  • Обрыв обмотки в роторе и статоре;
  • Коллекторные ламели.

Замена электощеток

Это токопроводящие графитовые кубики с проводами, которые трутся о коллектор.

Поводом для замены щеток двигателя может стать:

  • потеря вращательной силы барабана или полная его остановка;
  • непривычный шум во время работы стиральной машины.

Самая распространенная причина поломки – перегрузка бака. Также электрощетки быстро изнашиваются при использовании отжима на максимальных оборотах или вследствие замыкания в витках обмотки электродвигателя, проблемы с ремнем, который соединяет двигатель с барабаном, он может соскочить со шкива или порваться.

Также понять, о необходимости замены поможет визуальный осмотр щеток. Если в процессе работы они искрят или на поверхности имеется черный налет – детали нужно менять.

Конечно, это недорогой элемент двигателя, а ремонт можно произвести в домашних условиях. Достаточно приобрести подходящую модель щеток в специализированном магазине или сервисном центре. Главное правильно подобрать и заменить щетки на стиральной машине, они должны полностью соответствовать типу мотора и лучше, если это будет оригинальный набор от самого производителя стиральной машины.

Требуется замена ламелей

Это как раз та составная часть коллектора, по которой скользят электрощетки. По ним ток передается через обмотку ротора в двигатель. Сами пластины редко подвержены износу, причиной поломки может стать обрывание шнура в обмотке в тех местах, где крепятся ламели или их отслоение.

Происходит это, чаще всего, также из-за неправильной эксплуатации прибора, например, в автомате с вертикальной загрузкой, процесс стирки был запущен с незакрытыми створками барабана или выхода из строя подшипников.

Если отслоение небольшое, ремонт производится на специальном станке, путем проточки коллектора. В домашних условиях можно обойтись простой мелкой шкуркой. Принцип один и тот же – ламели затачиваются, затем пространство между ними тщательно вычищается от пыли и попавшей стружки.

Проверить электродвигатель на наличие данной неисправности можно путем неспешного прокручивания ротора, если появится характерный звук, то, скорее всего, причина в ламелях.

Обрыв или замыкание в обмотке ротора или статора

Это наиболее частые причины потери мощности двигателя или полное прекращение его работы, которые могут быть следствием:

  • перегрева корпуса электродвигателя, возникшего вследствие коротких замыканий в обмотке. Нормальная температура не должна быть выше 80 градусов, если она поднимается до 90 градусов, срабатывает термостат, останавливающий мотор;
  • нарушение изоляции обмотки. В этом случае ремонт в сервисном центре неизбежен. Чаще всего приходится менять весь двигатель. Делать обмотку заново в домашних условиях не рекомендуется.

Обрыв в обмотке можно обнаружить с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления между ламелями. Норма 0.1-0.4 Ом.

Поломка или замыкания в электродвигателе стиральной машины может стать причиной неисправности и выхода их строя других деталей прибора, например командного аппарата (еще одна дорогостоящая деталь автомата), силового симистора, реле реверса. Как видно, наиболее частые причины поломок, несоблюдение плавил эксплуатации или нестабильность электрической сети. Для увеличения срока службы, рекомендуется использовать прибор согласно инструкции, а для защиты от скачков напряжения устанавливать дифавтомат и подключать стиральную машину только через это защитное устройство.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Распродажа для Вас
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: